Ярослав Галкин/ 17 апреля, 2019/ Блог/ 0 комментариев

Добавлено в закладки: 0

Московская электронная школа – это инструмент в руках учителя, помощник ученика, площадка для обмена опытом. Именно на этих тезисах строится крупнейшая образовательная платформа. И действительно, сегодня МЭШ – это сценарии уроков, тесты и приложения, составленные учителями Москвы. Но самое главное для меня как для учителя, это возможности электронного журнала/дневника! Важно то, что я могу сделать коррекцию поурочного планирования, в рамках тем своей рабочей программы (увеличить/уменьшить количество уроков на тему), давать детям информацию об успешности освоения тем и модулей с той целью, чтобы они могли дополнительно посмотреть материалы по изучаемым элементам содержания в Библиотеке ЭОМ МЭШ.

Сегодня в МЭШ был представлен еще один инструмент – модуль «Самодиагностика», естественно мне, как учителю, просто необходимо было его опробовать, прежде чем  я смогу предложить его своим ученикам.

Стоит сказать, что я обращал внимание только на контрольные работы по информатике за 9 и 11 класс. Так как по действующему стандарту есть требования к предметным результатам только за курс обучения в целом, а как и в каком порядке изучать отдельные модули – самостоятельный выбор школы. Мне вообще слабо верится в то, что можно унифицировать рабочую программу по предмету и давать материал каждому классу, каждой группе, каждому ученику одинаково. Из опыта своей работы могу точно сказать, что это невозможно – каждый класс индивидуален и требует своего собственного подхода.

Первое впечатление

К сожалению сделать это сразу не удалось, так как модуль доступен только учащимся и родителям, почему-то учителей такой возможностью обделили.

По своей сути модуль является тестирующей системой со шкалой времени, однако при этом можно спокойно скопировать текст задания и гуглить его в Интернете в соседней вкладке. Пользоваться калькулятором и шпаргалками тоже никто не запрещал. Т.е. такой самоконтроль может быть рассчитан только на очень сознательного школьника и ни в коем случае не может учитываться во ВСОКО. Интерфейс полностью схож с сервисом МЦКО «Мои достижения».

Результат видит сам пользователей, он сохраняется, уровень освоения отображается в процентах. Однако, учитель этот результат увидеть не сможет, тем самым не сможет и дать рекомендации по устранению недочетов. С учетом того, что ключ ответов и описание решения отсутствуют, ученик также не сможет самостоятельно определить какую ошибку он допустил.

В этом модуль сильно уступает другим порталам по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Каково содержание?

Сказать, что содержание меня огорчило – ничего не сказать. С учетом того, что родители и ученики не всегда четко понимают без рекомендаций учителя, что им нужно посмотреть перед контрольной, может создаться ложное суждение, что именно задачи такого формата будут вынесены на очный контроль.

Если по представленным темам за 9 класс замечаний и нет, то к количеству задач и их содержанию возникают большие вопросы.

Образцы итоговых контрольных работ (базового уровня). Контрольная работа по информатике и ИКТ. 9 класс
  • Количество информации в сообщении
  • Маски имен файлов
  • Логические операции
  • Путь к файлу
  • Оценка количественных параметров необходимых для передачи информационных объектов по каналам связи
  • Построение запросов; браузеры
  • Адресация в сети Интернет
  • Граф
  • Кодирование текстовой информации
  • Система команд исполнителя.
  • Информационный вес символа в сообщении
  • Линейный алгоритм
  • Декодирование информации.
  • Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
  • Оценка количественных параметров, необходимых для хранения графических информационных объектов
  • Способы описания алгоритма: словесное, блок-схема,
  • Формулы и функции в электронной таблице
  • Списки: маркированный, нумерованный, многоуровневый
  • Вставка в текст таблиц, диаграмм, графических объектов
  • Электронные таблицы

В образце контрольной за 9 класс дается 17 задач и 3 теоретических вопроса на 45 минут. К примеру на ОГЭ на 18 задач рекомендуется отводить минимум 1 час 15 минут, а решать их выпускник может на протяжении 2 часов 30 минут.

Для сравнения, 50 моих учеников 8 класса 7 задач контрольной работы по одному содержательному модулю выполняют в среднем за 29 минут, т.е. в следующем году на решение 20 задач (по разным темам) им понадобиться минимум 82 минуты 45 секунд, за 45 минут они смогут выполнить только 54% работы.

Два задания в образце вообще оказались некорректными:

 

Что касается итоговой контрольной работы базового уровня за 11 класс, то здесь за те же 45 минут предлагается решить 16 задач.

Образцы итоговых контрольных работ (базового уровня). Контрольная работа по информатике и ИКТ. 11 класс
  • Арифметические действия в позиционных системах счисления
  • Визуализация данных
  • Дискретное представление аудиоданных
  • Дискретное представление графической информации (растровая, векторная, фрактальная и 3Dграфика)
  • Задачи анализа алгоритмов: определение результата алгоритма без его
  • Построение логического выражения с данной таблицей истинности
  • Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано
  • Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня
  • Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов
  • Сигнал. Кодирование и декодирование информации
  • Системы счисления
  • Средства и методика поиска информации в сети Интернет
  • Таблица данных. Запись. Поле. Ключевое поле
  • Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Если обратиться к КИМ ЕГЭ ФИПИ, то можно узнать, что курс информатики базового уровня проверяется при выполнении первых 12 задач. Задачи с 13 по 23 считаются задачами повышенного (профильного) уровня. В образце модуля можно наблюдать задачи ЕГЭ под номерами: 13, 14, 15, 16, 17. Конечно я эти задачи с детьми базового уровня за курс 10-11 класса разбираю, но на итоговый контроль вывожу только 12 задач базового уровня.

При указанных недостатках не хватает быстрой обратной связи, чтобы можно было указать на проблемы в тестовых спецификациях.

Есть ли педагогическая ценность в этом модуле?

Думаю, что в таком виде, как он сейчас представлен, нет! Это не значит, что он плох, ведь чем больше возможностей есть у наших детей, тем лучше. Но если это инструмент, то он должен быть ценен и играть свою роль, но никак не главную.

В корне неправильно называть эти материалы самодиагностики «Контрольная работа».
Необходимо добавить слова, что материалы носят ознакомительный характер и не учитываются во ВСОКО.

Остается пожелать разработчикам следующих базовых доработок:

  • Дать доступ к модулю учителям
  • Дать возможность учителям самим назначать задачи контроля из пула задач, которые будут разбиты по КЭСам.
    Пример пула можно взять на сайте ФИПИ, а технологию выдачи задач можно посмотреть в Яндекс.Учебнике
  • Добавить обратную связь
  • Добавить ключ ответов, а лучше описание решения задач
Считаете ли вы модуль самодиагностики МЭШ полезным?
0 0 Голосов
Рейтинг публикации

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Ярослав Галкин

2
Эксперт ЕГЭ, учитель высшей категории.
Комментарии: 26Публикации: 252Регистрация: 01-01-2019
Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
Показать все комментарии