Добавлено в закладки: 0
Третий год я оцениваю детей по 100-балльной системе в старших классах. Все это время я совершенствовал критерии оценки текущих работ и проводил анализ объективности оценивания. Но в этом году я столкнулся с новой проблемой…
В 2017/2018 учебном году я преподавал информатику как на базовом, так и на профильном уровне (4 часа в неделю). На последнем, эффективность данной системы превосходила все ожидаемые результаты. Учащиеся не просто прекрасно понимали назначение такого оценивания, они стремились преодолеть пограничные баллы для перерасчета в традиционную 5-балльную, а кто-то хотел взять высоту в 100 баллов.
Куда хуже обстояли дела на базовом уровне. Портрет моих учащихся был среднестатистический. Плохо посещали занятия. Подготовка домашних заданий была слабой. Но стандарт осваивать было нужно, оценивать тоже.
К слову сказать, совершенно необязательно, чтобы на базовом уровне информатика на ступени СОО присутствовала вообще. Она может присутствовать эпизодически, в качестве факультатива. Тогда не нужно детям изучать условие Фано, поразрядную конъюнкцию и рекурсию, всё то, что проверяется в первых 12 номерах ЕГЭ по информатике.
Мои учащиеся все это изучать не хотели. И мотивировать их на изучение данного материала было крайне трудно, да и нужно ли?
В этой связи все сводилось к тому, что выдать материал и проверить его усвоение можно было только в рамках одного урока. Это около 3 заданий. И думаете справедливо ли выдать за урок только 4 возможные отметки (0, 33, 66, 100)? Даже на ЕГЭ возможностей больше.
Поэтому я решил на уроке отталкиваться от того, что ребенок не ничего не знает, а воспринял информацию на фундаментальном уровне, в моем случае 40 баллов. И только если я, как учитель, вижу полное отторжение попыток его обучения, снижаю балл ниже этого порога. Но! Единственной формой контроля, на которой можно было заработать и 0 баллов, оставалась «контрольная работа». При этом учащиеся обязательно информировались о критериях ее оценивания.
В конце статьи хотел бы привести традиционную статистику баллов учащихся, которые выставила школа, и тех баллов, которые они заработали на ЕГЭ:
Кто-то скажет, что по данным диаграммы школа не может дать объективного прогноза результатов ЕГЭ, но 5-балльная система не может и этого. А ведь главным мотивом для учащегося к новым достижениям, является именно текущая оценка его возможностей.