Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося.

Читать в “Слово учителю”

“Представляешь, дедушка! Наша “училка” поставила мне 4+, а сама говорит, что 4+ это как 5-. Вот я и говорю: “Ну раз 4+ это как 5-, то лучше поставьте мне тогда 5-, а не 4+”. А сам думаю, что все-таки 4+ – это не 5-…”

Из х/ф “Приключение желтого чемоданчика”, 1970 г.

 

Так какую же оценку  поставить ребенку?
Тем более, что с правовой точки зрения, как правило, в школьной системе оценивания действует 5-бальная система. И места ни для 4+, ни для 5- в ней нет. Конечно, когда мы говорим об оценивании устного ответа учащегося, то тут его можно оценить четкими критериями на 3, 4 или 5. А если ребенок писал работу состоящую из 12 номеров и именно одного правильно решенного номера не хватило ему до заветной пятерки. Или честно ли ставить двойку ребенку правильно решившему три задачи и ребенку не решившему ни одной задачи?
Так если нам не хватает 5-балльной системы, может использовать и другие N-балльные системы? В этой статье я и постараюсь рассказать вам о всех преимуществах и, возможно, недостатках 100-балльной системы оценивания.
Почему именно 100-балльная система?
Здесь есть два весомых аргумента:
  1. Результаты ЕГЭ публикуются в 100-балльной системе;
  2. 100-балльная система – это процентное соотношение полноты ответа, правильно решенных задач от общего. Т.е. так или иначе мы переводим количество правильно решенных задач в проценты, а потом по процентам определяем шкалирование в 5-балльной системе, при чем, как правило, задействуются при этом только 4 из пяти оценок (2-5).
Пример:
Балл за задания
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Процент
0%
8%
17%
25%
33%
42%
50%
58%
67%
75%
83%
92%
100%
Оценка
2
2
2
2
3
3
3
4
4
4
5
5
5

 

Современные инструменты электроннного журнала позволяют выставлять отметку в N-балльной системе, и при необходимости посмотреть результат в традиционной 5 балльной системе и 100-балльной системе, сравнить результаты.
В этом учебном году мы в качестве апробации ввели в своей школе 100-балльную систему на предмете “Информатика” в старших классах. Почему именно старшие классы? Потому, что им в этом или следующем году сдавать ЕГЭ. И не легче ли самим обучающимся видеть в течении двух лет баллы, на которые они могут претендовать на экзамене?
Что же нужно для перехода на 100-балльную систему?
  1. Подготовить нормативно-правовую базу, прописать особенности оценивания результатов обучения в 100-балльной системе.
  2. Проинформировать обучающихся и родителей о системе оценивания.
  3. Определить шкалу перевода 100 баллов в 5-балльную систему, так в аттестат идут оценки выставляются по 5-балльной шкале.
Если говорить о реализации, то пункт 1 и 2 реализуется образовательными организациями каждый год перед 1 сентября. А вот пункт 3 напрямую относится к оцениванию результатов обучающегося. За основу мы взяли распоряжение Рособрнадзора № 1027-08 от 20.05.2008, последний документ, который регламентировал перевод баллов ЕГЭ в школьную оценку. Таким образом мы вывели следующую шкалу перевода:

 

100 баллов
0-39
40-56
57-72
73-100
Оценка
2
3
4
5

 

А в будущем мы планируем повысить эту шкалу:

 

100 баллов
0-40
41-60
61-80
81-100
Оценка
2
3
4
5

 

При чем эта шкала из года в год может варьироваться в зависимости от общего уровня обученности школьников, так же как это происходит на ЕГЭ.
Что же будет происходить с оценками обучающихся?
Мы взяли средневзвешенный балл  в 100-балльной системе полученный обучающимися с сентября по ноябрь и сравнили их с результатами, которые они получили бы по 5 балльной шкале.

 

 

Как видим, и в 10 и в 11 классах треть обучающихся могут получить различные оценки в 5-балльной и 100-балльной шкалах.

 

 

Получается, что 100-балльная система более требовательна к удовлетворительным результатам обучения, и более лояльна к обучающимся показывающим стабильно высокие результаты. При этом 11-ый класс оказался более подготовленным к введению 100-балльной системы нежели 10-ый. Связана это и с большей психологической готовностью 11-го класса к ЕГЭ.
Откуда же берутся такие расхождения?
Тут как раз  и пора вспомнить про 4+ или 5-. Предлагаю посмотреть сравнение двух на первый взгляд одинаковых результатов обучающихся:

 

Ученик
Система
Оценка 1
Оценка 2
Оценка 3
Оценка 4
Средний балл
Итоговая оценка
Ученик 1
100-балльная
95
72
70
71
77
5
5-балльная
5
4
4
4
4,25
4
Ученик 2
100-балльная
80
60
65
62
66,75
4
5-балльная
5
4
4
4
4,25
4

 

Ученик 1 получил твердую 5 и три 4+ и это дало ему возможность получить итоговую оценку 5, в то время как Ученик 2 получил оценки 5 4 4 4 и итоговую оценку имеет 4.
Что думают об этой системе сами обучающиеся?
“Мне не нравится эта система, потому что я мог ничего не сделать и получить за это 2, а потом закрыть ее тройкой. А теперь мне нужно постоянно думать и пытаться решать задачи, чтобы максимально приблизиться к тройке.” (Валера, 11 класс)
“Я получила 70 баллов, и у меня еще сохраняется возможность получить “5” в полугодии.” (Екатерина, 10 класс)
“Эта система дает мне стимул, я хочу быть лучшим в классе.” (Кирилл, 10 класс)
“Теперь я внимательно слежу за своими баллами.” (Екатерина, 11 класс)
А как же трудности?

 

100-балльная система имеет один минус – учитель должен быть готов оценивать результаты по новому. Важно понимать, за что выставляется каждый балл. Он должен давать возможность обучающимся подавать апелляцию по своим работам, в моей практике был случай, когда я ошибочно проверил работу ребенка по другому варианту и вместо 72 баллов выставил 60, и только апелляция помогла найти мою ошибку. Для 5-балльной системы это пустяк, а для 100-балльной, как мы убедились, существенная разница.
Какой же сделать вывод?
Применять традиционную систему оценивания или N-балльную систему решает каждая образовательная организация. Но совершенно точно можно сказать, что если не изучать и не давать возможности использования различных оценочных шкал, то будет трудно говорить об объективности внутренней системы оценки качества образования.
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: