Добавлено в закладки: 0
Давайте вспомним времена бумажных дневников. Тогда любое д/з сводилось к номеру параграфа и номерам задач на определенной странице, в редких случаях задавались задания на листах или задания, которые были записаны в тетради. И самое главное, все они были обязательны для выполнения. Не выполнение домашнего задания грозило моментальной двойкой. Сейчас, работая со школьниками 5-7 классов, где свежа память о временах классических домашних заданий, я задаюсь вопросом: «А понимают ли дети и родители те редкие записи в дневниках, что я даю?»
И могу сказать, что не понимают. Есть какая-то запись в графе д/з, значит она обязательна для исполнения, но что с ней делать, в каком виде подать отчёт о выполнении – не понятно. Наверное это от того, что иногда и мы, учителя, не всегда понимаем всю суть современных домашних заданий.
Как понимать домашние задания?
Давайте обратимся к русскому языку. Глагол – знаменательная часть речи, объединяющая в своём составе слова, обозначающие действие или состояние. Т.е. если мы видим глагол в задании, значит это призыв к действию: прочитать, выполнить, выучить, решить, сделать… Перечислять можно бесконечно. А если его нет, то с высокой степенью уверенности можно сказать, что задание рекомендовано для дополнительной проработки.
Как видите, слова-помощники представлены именно глаголами. Но кроме того, домашние задания могут иметь еще несколько меток:
- Задаваться индивидуально или группе учеников
- С оценкой/без оценки
- Обязательное/добровольное
- Примерное время на выполнение
Это те элементы, на которые редко обращают внимание.
«Мёртвые» языки программирования и причём тут д/з?
Любая технология хороша для своего времени. И достаточно трудно жить в современном мире, пытаясь следовать традициям прошлого. Можно пользоваться распечатанной картой города, но использовать навигатор куда удобней. Тоже самое и с домашней работой! Задания с прикрепленными файлами должны будут уйти в прошлое, как уходит в прошлое Flash-технология в сети Интернет. Возьмите математику в начальной школе, и родителя, который в 21:00 привозит с работы ребенку распечатанные задачи из файла учителя. Да еще и который открывать пришлось с привлечением всего IT-отдела офиса. Файлы – листы с заданиями останутся лишь для тех задач, которые задаются на длительный срок, для проработки каких-либо сложных условий.
Будущее домашнего задания…
Оно же настоящее, уже применяемое во многих московских школах, но, к сожалению, имеющее один формат.
Существует минимум 3 типа домашних заданий, используемое в различных педагогических технологиях:
- Проработка пройденного
- Материалы к уроку
- Перевернутый класс
Первый тип – это классическое д/з которое мы привыкли видеть. Оно может дополнятся возможностями прохождения интерактивных тестов.
Второе – считаю, что такое домашнее задание должно задаваться не на следующий урок, а указываться к урокам и темам, к которым оно имеет прямое отношение (один из вариантов для МЭШ – прикрепление сценария урока)
И третье – материалы в виде ссылок на сайты, файлов, других материалов по теме будущего урока. Своего рода техническое задание, а уже на самом уроке будет происходить реализация этого задания.
По моему мнению, каждый их этих видов должен чётко разделяться в электронном дневнике. Будущее для домашних заданий уже наступило, осталось его только увидеть.