Ярослав Галкин/ 12 июня, 2017/ Блог/ 5 комментариев

Два года назад в общегородском электронном журнале г. Москвы появилась возможность применять различные оценочные шкалы при реализации внутренней системы оценки качества образования, в том числе 100-балльную систему оценивания.
В 2015 году мы решили внедрить 100-балльную систему оценивания на уроках информатики в старшей школе.
При принятии решения мы основывались на следующих тезисах:

  • 5-балльная система не может учесть незначительные успехи учащегося при изучении предмета, системой исключаются отметки 4+, 5- и т. д.
  • 100-балльная система оценивания может дать прогноз результатов на ЕГЭ еще за школьной скамьей, может стать системой «маркеров» в процессе подготовки к ЕГЭ.

Сегодня мы можем рассмотреть первую подробную статистику за два года использования этой системы.

Как это работает?

Учащийся в течении учебного времени проходит различные контрольные точки, ему выдается его результат в виде отметки от 1 до 100 баллов, также этот результат автоматически интерпретируется в 5-балльную систему для сравнения. Однако самое интересное начинается в конце аттестационного периода, учитывается средневзвешенный результат не в 5-балльной, а 100-балльной системе оценивания. При этом расчетная формула остается неизменной.

За основу перевода была взята шкала утвержденная распоряжением Рособрнадзора № 1027-08 от 20.05.2008, последний документ, который регламентировал перевод баллов ЕГЭ в школьную оценку.

100 баллов
0-39
40-56
57-72
73-100
Оценка
2
3
4
5

Стремление к объективности.
Проводя первый анализ, описанный в статье прошлого года, мы определили, что расхождение отметок в 5-балльной и 100-балльной системах составляет 35% в большую или меньшую сторону. Оказалось, что причина высокого процента расхождения заключается в отсутствии пятой оценки (единицы), единица как отметка отсутствует в большинстве российских школ. Когда понятие единицы было введено в таблицу соответствия, то результат не заставил себя ждать и расхождение снизилось до 13%.

Оценка 1 2 3 4 5
От 1 20 40 57 73
До 19 39 56 72 100
При этом сама тенденция «завышения» и «занижения» отметок в традиционной 5-балльной системе оценивания, которая обсуждалась на селекторном совещании Департамента образования г. Москвы, сохранилась без изменений. Мы часто снижаем требования к критериям достижения удовлетворительных результатов, и завышаем требования к отличным результатам.

Выбор шкалы переводов должен быть объективным и отражать современные требования к выпускнику.
Одним из самых сложных этапов введения 100-балльной системы оценивания является выбор шкалы соотношения отметок в двух шкалах. Нельзя брать цифры для перевода из головы, но при это, в обязательном порядке, должна быть отправная точка, в которой требования могут быть даже немного снижены на этапе планирования. Если вы сразу возьмете за основу к примеру систему ECTS, где отличный результат – это 90 баллов (4,5/5*100), то достигать его учащимся будет крайне трудно, возникнет желание менять уже сами критерии текущих отметок для достижения максимальных баллов, что никак не будет отвечать понятию объективности школьного оценивания.
И так, возьмем за основу, что шкала переводов должна лежать в диапазоне между баллами из вышеупомянутого распоряжения и баллами системы ECTS (прямого процентного соотношения пятибалльной шкалы). Далее каждый год можно анализировать, какой средневзвешенный балл учащихся был пороговым для перехода на следующий уровень и брать его за основу обновленной шкалы переводов на следующий год.

Школьный результат дает прогноз результата на экзамене.
Стоит сказать, что 5-балльная система оценивания вообще не может дать никаких прогнозов об успешности учащегося на экзамене. В случае со 100-балльной системой оценивания, мы смогли дать достаточно достоверные прогнозы. В диаграмме ниже представлено соотношение двух типов оценок для каждого выпускника:

  • Средневзвешенный результат – результат на ЕГЭ
  • Отметка за итоговую контрольную работу – процент выполнения базовой части экзаменационной работы ЕГЭ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор публикации

не в сети 4 дня

Ярослав Галкин

2
Эксперт ЕГЭ, учитель высшей категории.
Комментарии: 16Публикации: 257Регистрация: 01-01-2019

5
Оставить комментарий

avatar
5 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Виталий ЛебедевГалкин Ярослав С.UnknownАнонимный Авторы недавних комментариев

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Виталий Лебедев
Гость

Вы выводы по пяти ученикам делаете с диапазоном разницы среднего и ЕГЭ от примерно 3 до примерно 25?

0
Галкин Ярослав С.
Гость

Результаты ЕГЭ – по сдававшим. Остальная статистика по всем 75 учащимся. Но Вы правы в том, что результаты примерные, так как информатика изучается в школе на базовом уровне, а экзамен по базовому и профильном.

0
Unknown
Гость

Сразу привлек внимание первый рисунок – оценивание "Ответа у доски". Т.е. по 100 балльной системе за полученный неверный ответ – 75 баллов, что в пятибалльной – "5" ?!?

0
Галкин Ярослав С.
Гость

Да, Вы правы, на экзамене за такое решение будет получен 0 из 1. Но в процессе изучения тем информатики, тем более у доски можно отнести ее к некритичным ошибкам, т.е. 5 С минусом. Опять же, Вы как учитель можете назначить свои баллы за выполнение или невыполнение элементов содержания, или даже разработать свои критерии.

0
Анонимный
Гость
Анонимный

Вот скажите вам вообще нечем заняться.

0