Ярослав Галкин/ 11 сентября, 2017/ Блог/ 1 комментариев

Добавлено в закладки: 0

9 сентября завершился международный форум «Город образования». В последний день мне выпала возможность поделиться с участниками форума опытом создания эффективной системы оценки качества образования в образовательной организации, в рамках панельной дискуссии площадки «Московская Электронная Школа». Мне и моим коллегам по площадке удалось провести «живой» и интересный разговор о современных методах оценивания знаний учащихся. Дискуссия была на столько активной, что посетители площадки долго не отпускали нас, их интересовали не только озвученные подходы, но и методы их реализации на практике.
В этом посте вы найдете некоторые слайды презентации представленной на форуме, снабженные основными тезисами, также к каждому элементу прикреплены ссылки на ранние статьи по всем решениям.

Начать необходимо с вопроса что мы понимаем под понятием оценка, а что отметка?
Отметка выражена в шкале, которую мы привыкли видеть в журнале, в то время как оценка это нечто большее – результат усилий учащегося в работе над собой. Каждый ребенок уникален, у него есть склонности к различным предметам, нет необходимости требовать от него идеальных знаний по всем дисциплинам. Поэт не должен идеально знать программирование!

Мы определили несколько устаревших факторов ВСОКО и тезисно обозначили, на что можно заменить привычные элементы оценивания результатов.
Четверти или модули?

Классическая система периодов удобна лишь для обработки и суммирования показателей, однако она не может отражать результат освоения отдельных тем. Также, при такой системе, происходит скачкообразная нагрузка на учеников при прохождении контрольных точек.
Аттестация по содержательным модулям позволяет видеть результат освоения учащимся отдельных тем предмета, эти показатели формируют целостную картину того, над чем необходимо работать ученику. А завершение модулей, в различные временные промежутки, равномерно распределяет контрольные работы в течении всего учебного года.

Статьи по теме:

Следующим элементом модернизации ВСОКО стал уход от так называемой «накопляемости» отметок в течении аттестационного периода, к необходимому и достаточному количеству для достоверного измерения уровня знаний. Текущий и рубежный контроль стал равнозначным, что отразилось на результатах рубежного контроля. Учащиеся стали более тщательно готовиться к контрольным работам, так как перед контрольной они ориентируются на отметки полученные ранее, видят какой элемент содержания они освоили, а по какому нужно дополнительно изучить учебные материалы.
Статьи по теме:
Эффективный анализ контрольной работы не ориентирован на измерение средних показателей по классу.
По иному принципу мы стали подходить и к анализу контрольных работ. МЭШ позволила нам проводить его не по оценке качества знаний и СОУ, а по элементам содержания. Бинарный принцип определения освоенных элементов содержания программы позволил выявлять на каждом классе КЭСы с низким уровнем освоения, точечно проводить их дополнительный разбор на уроках.
Статьи по теме:

100-балльная система оценивания знаний в старшей школе – одна из траекторий успеха.
Уникальной возможностью МЭШ является отображение результатов оценивания в различных N-балльных шкалах. Два года назад, одними из первых, мы начали проводить оценку знаний учащихся 10-11 классов в 100-балльной системе. Это позволило не только показывать даже минимальный рост усвоения знаний, но и прогнозировать оценку на ЕГЭ.

Что примечательно, при проведении сравнения оценивания в 100-балльной и 5-балльной системах, такая возможность также предусмотрена в МЭШ, в 2015 году мы зафиксировали завышение отметок, если бы мы вели оценку знаний в 5-балльной системе. Анализ данной ситуации показал, что происходило это из-за того, что в систему переводов не была заложена 5-ая оценка – единица, то есть интерпретация фактически велась в 4-балльную систему – ту, что сейчас действует во многих школах  страны. Возврат единицы как составляющей 5-балльной системы позволил повысить достоверность результатов до 90%

Конечно же 100-балльная система требует от учителя разработки четких критериев каждой формы текущего контроля, ведь учащийся должен понимать за что он получает или не получает определенное количество баллов. Это труд, но он повышает заинтересованность учащегося в том, чтобы разобраться, какой критерий он не смог выполнить, что он мог еще сделать, чтобы повысить свои баллы. Также такой подход формирует у учащегося самоанализ своих результатов. Если предмет не является для него профилирующим, то он может выбрать для себя определенный базовый набор, который будет достаточен именно для него.
Статьи по теме:

  • Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося.
  • Универсальный шаблон для расчета отметки на основе критериального подхода.
  • Критериальная оценка. Миф или реальность?
  • Эффективная 100-балльная система оценивания в старшей школе.
  • Важно помнить, что любое изменение системы оценивания должно начинаться в фундаментальном пересмотре школьного положения о текущей успеваемости, так как именно в нем закладываются все возможности внутренней системы оценки качества образования. В остальном вам поможет Московская Электронная Школа.

    0 0 Голосов
    Рейтинг публикации

    Автор публикации

    не в сети 5 дней

    Ярослав Галкин

    2
    Эксперт ЕГЭ, учитель высшей категории.
    Комментарии: 26Публикации: 255Регистрация: 01-01-2019
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    1 Комментарий
    старее
    новее большинство голосов
    Inline Feedbacks
    Показать все комментарии
    Вадим Лузянин
    7 лет назад

    Какова роль сверстников в оценке качества знаний? Каким образом продуман переход от внешней оценки к самооценке?

    0