Домашние задания в первом классе: “Давать нельзя не делать.”

screen_120.png

Читать в “Слово учителю”
Иногда поражаюсь с классики советских мультфильмов, фраза “Казнить нельзя помиловать” часто распространена и в системе образования.

И действительно, идут частые споры о том, где нужно выставить запятую, ведь от нее зависит очень многое.
Сегодня разбираемся с домашними заданиями 1 класса: “давать, нельзя не делать” или “давать нельзя, не делать”. 

Что говорит нам нормативная база? СанПиН 2.4.2.2821-10 гласит:
10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
…- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;…
Участники образовательного процесса разделились во мнениях, кто-то говорит нужно давать домашнее задание, кто-то нет.
 А если задуматься, чем может являться домашнее задание в первом классе? На первой ступени образования учащийся просто не в состоянии самостоятельно определять степень овладения знаниями на уроке, нужно ли ему дополнительно отрабатывать полученные навыки дома или нет. В этом определении ему должны помогать родители.
А что делать, если ребенок отсутствовал на уроке? Согласно закону 273-ФЗ  “Об образовании в Российской Федерации”:
Статья 44:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
То есть учитель должен предоставить родителям информацию и материалы по программе  обучения в период отсутствия ребенка. В результате начинается обмен информацией о страницах учебников и тетрадей с заданиями для самостоятельного изучения и выполнения. При этом есть вероятность того, что родители дадут на выполнение заданий больше, чем необходимо, “забегут” вперед по программе. Также, в силу индивидуальных особенностей учащихся, кому-то просто необходимо дополнительно проработать изученный материал дома. Я не говорю о том, что нужны обязательные домашние задания, но рекомендации учителя имеют место быть.
Также мы хорошо помним резонансную новость о возбуждении уголовного дела за назначение домашних заданий учителем 1 класса. И, к сожалению, от этого не застрахован ни один учитель, дающий рекомендации родителям о выполнении дополнительных заданий.
Публикуя домашние задания в социальных сетях, на своем сайте, пересылая задания по почте, учителя не задумываются о сопроводительном тексте. Как правило это: “Домашнее задание: выполнить упражнения в прописи на странице 9.” Для некоторых родителей, особенно после незначительного конфликта или плохого настроения ребенка, это сигнал к действию: написать претензию, жалобу, заявление.
Сегодня, для учителей 170 московских школ, участвующих в пилотном проекте по апробации общегородского электронного журнала (улучшенной версии), предусмотрена  возможность рекомендации проработки дополнительных материалов дома, в рамках нормативных актов, не нарушая норм права. Учителя, при назначении домашнего задания, теперь могут выбирать его тип: обязательное/добровольное, с оценкой/без оценки. так же есть возможность назначения индивидуальных и групповых заданий внутри класса.
Домашние задания становятся персонализированными и могут носить рекомендательный характер.
Школе остается только один шаг, чтобы защитить своих учителей, которые дают рекомендации родителям по их просьбе или по своей инициативе. Необходимо в положении о ведении электронного журнала/дневника (локального акта школы) прописать пункт:
Домашние задания, назначенные с атрибутами “Добровольное” и “Без оценки”,  являются рекомендациями учителя по отработке полученных знаний и навыков на уроке, и/или в случае отсутствия учащегося на уроке.
Домашние задания с указанными выше атрибутами необязательны для выполнения и не оцениваются. 
Считаю, что именно обязательность и оценивание домашних заданий является нарушением правовых норм. Остается вопрос, готова ли школа защитить своих учителей?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: