Критериальная оценка. Миф или реальность?

И так, оказалось, что можно применять модель рыночной экономики в системе оценивания знаний школьников. И вроде бы все хорошо, мы повысили оценки учащимся, при этом сохранив их объективность: дети довольны, учитель и родители видят объективную картину.
Вторым шагом я попытался применить такую схему на старших классах, где оценки ставятся в 100-балльной системе. И что вы думаете? Модель оказалась неработоспособна, она просто завысила оценку, и все!

При этом, чем лучше ученик написал работу, тем больше разница первичных и итоговых баллов.
Связано это с тем, что принцип процентного распределения и конкурентности баллов не работает там, где оценка уже  выдается по критериям от максимальных 100 %, без градации в какую-либо другую шкалу.
Выставление такой оценки ученику, что в первичных, что в тестовых баллов абсурдно. Такая оценка не отражает степень понимания материала и не поможет ученику добиться более высоких результатов. Оценка складывается из прилежания, скорости работы и везения, при этом никак не проверяется качество работы. Мы в таком случае проверяем совсем не то, что хотели проверить изначально.
Возьмем в пример работу в 11 классе, как можно разложить ее по нескольким критериям?
Учащимся на 35-40 минут было предложено 15 заданий по трем изученным темам (взвешенный граф, ориентированный граф, динамическое программирование), соответственно в работе проверялась степень освоение трех КЭСов.
Учащиеся заранее знали условия игры:

  • Им не требовалось выполнять все задания;
  • Они должны были проработать не максимально быстро, а максимально качественно задания;
  • Их задачей было отработать каждый элемент содержания.
  • Было известно, что итоговая оценка будет сформирована по трем показателям (конкурентность+успешность+освоение КЭСов).
Результат работы представлен в таблице:

Участник
КЭС1 КЭС2 КЭС3
Первичный балл
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Ученик 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 13
Ученик 2 1 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 53
Ученик 3 0 0 1 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 26
Ученик 4 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 20
Ученик 5 1 1 1 1 0 1 0 0 1 1 0 0 0 0 0 46
Ученик 6 0 0 0 0 0 0
Ученик 7 1 1 1 1 0 0 26
Ученик 8 1 0 0 1 0 1 0 0 1 1 0 0 0 0 0 33
Ученик 9 0 0 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 20
Ученик 10 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Ученик 11 1 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 0 0 0 46
Ученик 12 1 0 1 1 0 1 26
Ученик 13 1 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 53
Ученик 14 1 1 1 1 1 0 1 1 46
Далее определялась степень освоения элементов содержания. Приняв, что КЭС освоен, если 3 задания из 5 по одному КЭСу выполнены правильно. Автоматизация проводилась с помощью формулы =if(countif(B3:F3;0)<countif(B3:F3;1);1;0)
B3:F3 – диапазон первого КЭСа
Получили результат:

Участник
КЭС1
КЭС2
КЭС3
Ученик 1 0 0 0
Ученик 2 1 1 0
Ученик 3 0 0 0
Ученик 4 1 0 0
Ученик 5 1 1 0
Ученик 6 0 0 0
Ученик 7 1 0 0
Ученик 8 0 1 0
Ученик 9 0 0 0
Ученик 10 0 0 0
Ученик 11 1 1 0
Ученик 12 1 1 0
Ученик 13 1 1 0
Ученик 14 1 1 0


Затем определялся максимальный балл группы формулой =max(Q3:Q16).
Q3:Q16 – диапазон первичных баллов
Определялась конкурентная оценка формулой =Q3/W$17*100
Q3 – первичный балл ученика
W$17 – максимальный балл
Определялась индивидуальная успешность формулой =countif(B3:P3;1)/count(B3:P3)*100
количество правильных ответов/решенные задачи
Последним рассчитали суммарный балл за освоение КЭСов с весом 2
(КЭС1+КЭС2+КЭС3)/3*100

В результате получилась диаграмма:


Мы смогли учесть все умения и навыки, которые учащиеся применяли и отрабатывали.
А главное мы смогли наглядно показать учащимся зависимость их успешности от освоения КЭСов.


Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод:
Либо нужно прорабатывать критерии каждой оценки, либо оценивать учащихся только по независимой диагностике. Оценки как процентное соотношение не нужны ни учителю, ни ученику, ни родителю…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

7 комментариев “Критериальная оценка. Миф или реальность?”

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: