Здоровая конкуренция образовательных организаций в медиапространстве – залог успеха каждой школы!

В процессе моей работы в сфере образования мне часто приходилось, и приходится, проводить анализ конкурентной среды среди образовательных организаций района где я работаю. Оказалось, что это даже интересно – проводить анализ статистических данных и выводить сухие цифры в наглядном и понятном для всех виде. Сегодня, в своем блоге, я решил завести хорошую традицию проводить анализ достижений образовательных организаций района Некрасовка города Москвы с той целью, чтобы школы могли увидеть свои сильные стороны и проработать слабые, а для родителей будущих учащихся московских школ просто была информация о том, какими достижениями может похвастаться та или иная школа. Важно, что аналитика проводится и будет проводится только на основании открытых и достоверных данных.
Итак, первый обзорный пост! Поехали!

Особенности района
Район расположен на юго-востоке Москвы за пределами МКАД. Активное заселение района началось в 1962 году с постройкой в непосредственной близости Люберецких очистных сооружений. Следующий импульс развития район приобрел в 2002 году, с присвоения статуса района города Москвы, с соответствующим финансированием в том числе и образовательных учреждений. На тот момент в районе функционировали школы в настоящее время объединенные в три образовательные организации ГБОУ Школа № 2089 (открытие первого здания 1912 г., реорганизация 2013 г.), ГБОУ Гимназия № 1595 (открытие первого здания неизвестно., реорганизация 2012 г.) и ГБОУ СОШ № 1366 (открытие первого здания 2007 г., реорганизация 2013 г.), в образовательных организациях сложились сплоченные коллективы и свои традиции, было выпущено не одно поколение выпускников.

 

Третий, самый мощный, импульс развития связан с присоединением в 2011 году новых территорий, на которых началось строительство жилого района с проектной мощностью 40 тысяч жителей. На этих территориях в 2012 году были открыты образовательные организации ГБОУ Школа № 2053 и ГБОУ Школа № 2051. В каждую ОО вошли в состав и дошкольные учреждения нового микрорайна. На протяжении 2012-2016 учебных годов, в связи с вводом в эксплуатацию новых жилых домов, у школ нового микрорайона не было проблем с наполняемостью контингента. Ситуация кардинально начала меняться с анонсированием строительства новых зданий образовательных организаций 2017-2019 годах. Началась активная, здоровая конкуренция между школами района. Допустимо утверждение, что родители будущих воспитанников дошкольного отделения и начальной школы выбирают образовательную организацию по территориальному признаку, чтобы было удобнее водить ребенка в школу, и уже там они стремятся выбрать классы с наиболее сильной программой, ориентируются на наиболее результативного учителя или учителя, специализация которого наиболее отвечает потребностям семьи (проектная деятельность, математические олимпиады, филологические олимпиады). В то время как учащиеся средней и старшей школы более самостоятельны, а соответственно образовательную организацию уже можно выбирать по степени профилизации, результативности итоговой аттестации или независимых диагностик. Именно поэтому прогнозируется «миграция» учащихся среднего звена между школами в течении будущих 2-3 лет. В этой связи, анализируемой Школе № 2051, как и другим школам района, необходимо продумать концепцию реализации маркетинга образовательных гарантий государства и дополнительных образовательных услуг, продемонстрировать возможности воспитания и социализации учащихся именно в их образовательной организации.
Анализ результатов деятельности школ Некрасовки в 2015-2016 учебном году.
В августе 2016 года Департаментом образования города Москвы был опубликован рейтинг школ Москвы ТОП-300 и ТОП-500.
В сегменте района Некрасовка лидирующую позицию занимает Школа № 2089, входи в рейтинг ТОП-300, на втором месте стоит Школа № 1366 на 375 позиции, и на третьем месте Школа № 2051. Также стоит сказать, что школа № 2089 вошла в рейтинг ТОП-500 России.
Что касается результатов сдачи ЕГЭ, то здесь в лидеры вышла Школа № 1366, а школа № 2051 также стоит на третьем месте.
Однако стоит учитывать, что представленная статистика является процентным соотношением успешности сдачи экзамена выпускниками по сравнению с количеством выпускников в указанных школах. А по количеству выпускников безусловным лидером опять-таки является Школа № 2089.
Также будет интересна статистика успешности выступления учащихся школ Некрасовки на втором этапе Всероссийской олимпиады школьников, данная статистика может рассказать родителям будущих учащихся школ о том, какие предметные области даются лучше в той или иной образовательной организации, что также является не последним фактором в выборе образовательной организации.
Маркетинговая составляющая в демонстрации образовательных продуктов.
Мы разобрали объективные данные по школам Некрасовки, которые призваны помочь родителям и учащимся с самоопределением траектории своего обучения. Однако если данная информация будет отсутствовать у родителей, то и на первое место будут выходить другие, субъективные факторы, которые, как правило, не всегда работают в положительную сторону для любой образовательной организации. В этом контексте важно проанализировать, как и на каком уровне представлены образовательные организации в медийном пространстве.
Так, только сайты образовательных организаций Школы № 2051 Школы № 2089 входят в зеленую зону Всероссийского рейтинга школьных сайтов, то есть в этих образовательных организациях заботятся о том, как представлен контент для посетителей их сайтов. Что касается статистики посещения сайтов школ, то здесь лидером посещений по данным Яндекс.Метрики является Школа № 2089:

1.   Школа № 2089 – 26129 посетителей за год
2.     Школа № 2051 – 24070 посетителей за год
3.     Школа № 2053 – 20392 посетителей за год
4.     Гимназия № 1595 – 18240 посетителей за год
5.     Школа № 1366 – 13663 посетителей за год

При этом, по данным сервиса wordstat.yandex.ru количество запросов «школы некрасовки» интересуют порядка 12000 пользователей в год, также стоит понимать, что в результаты поискового запроса входят не только официальные сайты школ, но и другие ресурсы на которых упоминаются образовательные организации. А это сервисы по агрегированию основной информации об учреждениях (адреса расположения, сайты, отзывы), социальные сети, сайты сотрудников образовательных организаций.
В этом контексте стоит посмотреть, как представлены образовательные организации в сети Интернет:
Таким образом можно утверждать, что преимущества в маркетинге своих образовательных продуктов будут иметь Школы № 2051, 2089 и 1595.
Нужен ли школе отдел маркетинга? Если да, то как он должен выглядеть и за что отвечать?
По данным поисковика Яндекс, результаты выдачи Школы № 2051 в запросе «Школы Некрасовки» стоят лишь на 10 месте. Из чего можно сделать вывод, что при всех возможностях, указанных в аналитической справке Школа уделяет недостаточное внимание формируемому контенту в сети Интернет.
Что касается маркетинга своих образовательных продуктов и достижений по средствам социальных сетей было выявлено, что потенциальная аудитория подписчиков на контент образовательной организации может достигать 3658 человек. На январь 2017 аудитория подписчиков сети Вконтакте Школы № 2051 составляла 17,44 % от проектной мощности.
Также анализ результативности школ Москвы на уровне региона и России частично зависит от грамотной маркетинговой кампании, качественный контент, создаваемый образовательной организацией, ведет к открытости и понятности образовательного процесса, повышает уровень воспитания и социализации учащихся.
Для обеспечения постоянного присутствия школы в сети Интернет, агрегирования страниц и ресурсных карточек про школу под единым брендом, быстрая реакция на запросы общества по средствам открытых каналов связи, необходимо создание маркетингового отдела в образовательной организации.
Структура, цели и задачи отдела
Отдел должен иметь 4 направления работы, допускается (и даже желательно) включение актива ученического самоуправления в работу отдела, с целью формирования образа школы в сети и с ученической точки зрения.
Функционал по работе с сайтом ОО должен включать:
·        Взаимодействие со всеми структурными подразделениями по сбору, систематизации и структуризации информации.
·        Осуществление мониторинга по наполняемости контента.
·        Своевременное наполнение сайта качественным контентом и поддержание достоверности данных указанных на сайте.
Функционал по работе с медиа-контентом – сбор и обработку фото и видео материалов. Работу с каналом YouTube и снабжение других сотрудников отдела фотоматериалами и инфографикой. Учитывая, что фото-видео обработка достаточно трудоемкий процесс, от сотрудника, курирующего это направление требуется высокие профессиональные качества и временные затраты.
Взаимодействие со СМИ предполагает модерирование карточек образовательной организации в поисковых системах Яндекс и Google, сбор информации об упоминаниях в СМИ школы, сотрудников, учащихся в СМИ, работа с отзывами об образовательной организации
Работа с социальными сетями является зеркальным отражением всех направлений отдела, продвижением маркетинговых кампаний в социальных сетях, а также сбор мнения заинтересованных лиц об организации локальных моментов образовательного процесса (подготовка результатов опросов, мнений подписчиков для управляющего и педагогического совета). При правильной организации работы с социальными сетями, представительства школы могут стать автоматизированными агрегаторами контента, требующие лишь одобрения контента и его незначительной модерации.
Важно!!! Отдел маркетинга не должен осуществлять деятельности по решению индивидуальных вопросов между участниками образовательного процесса, а должен отражать общие подходы, мнение ОО при общественном обсуждении вопросов обучения, воспитания и социализации в открытом медиа-пространстве.
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: