Ярослав Галкин/ 26 марта, 2019/ Блог/ 0 комментариев

Добавлено в закладки: 0

Недавно я получил замечательную возможность принять участие в съемках телепрограммы «Вызов: азарт и опыт». В этот раз темой жаркой дискуссии стало – Качество школьного образования: миф или реальность? Ссылка на программу будет в конце поста. А пока хотел бы поделиться мнениями по тому вопросу, который я смог задать участникам программы. А вопрос был следующий…

Можно ли уже сейчас дать качественное образование, отказавшись при этом от измерения текущих результатов учеников традиционной школьной отметкой?

Начну с ответов, которые дали участники интеллектуальной дуэли:

Если нет четких критериев отметки и мы будем ставить два, три, четыре и пять «по настроению», то это нам ничего не покажет. Я думаю, что большинство хороших школ от этого отказалось.

Директор школы № 45 им. Л.И. Мильграма Михаил Шнейдер

 

Если мы сейчас скажем, что давайте вводить нетрадиционные оценки, то мы можем получить своеобразный результат. Думаю, что вопрос не в шкале, а в том, что мы хотим измерить.

Заместитель директора Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков

Конечно, школьная отметка первичный показатель успешности освоения программ. До недавнего времени она была единственным мерилом успешности ребенка. Но вместе с этим, есть огромное количество факторов, которые не позволяют ей играть важную роль в обучении. Известны случаи, когда отметка являлась субъективной оценкой конкретного учителя конкретного ученика. Так есть миф о том, что каждый ребенок знает на 5, а потом мы начинаем доказывать ему, что это не совсем так. Еще одно убеждение, что отметка – это «зарплата» ребенка. Но чаще всего мы убеждаем ребенка, что любую ситуацию можно прожить второй раз и «исправить» ее, бесконечно предоставляя возможности переписывать текущие и контрольные работы.

Что можно сделать, чтобы изменить эту ситуацию? Конечно принимать кардинальные меры глупо, а иногда даже и опасно. Необходимо планомерно проводить изменение ВСОКО, параллельно формируя новое общественное мнение.

За основу можно взять следующие тезисы:

  • Отметка должна начинаться с нуля и расти по мере накопления знаний
  • Критерии отметки должны быть открытыми и обязательными для всех учащихся одной группы
  • Должны быть выработаны единые подходы к оцениванию
  • Отметка должна фиксировать результат освоения элемента программы (не являться оценкой)
  • Должна присутствовать отметка первичного понимания темы
  • Необходимо применять вариативные шкалы оценивания

Уже сейчас есть инструменты, которые помогают проводить объективную независимую оценку знаний учащихся и качества образования, например известные нам независимые диагностики, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. А в перспективе, инструментами Московской электронной школы, мы получаем систему автоматической фиксации результатов учащихся, с предоставлением рекомендаций по устранению пробелов в знаниях или дополнительных материалов, которые помогут учащемуся изучить тему на более глубоком, прикладном уровне. Некоторые элементы этой системы работают уже сейчас.

В конечном итоге мы добьемся того, что текущая оценка знаний станет не средством мотивации, а инструментом учащегося для самоанализа и личностного роста:

  • Отметка будет являться лишь прогнозом итогового результата
  • Отметка не будет влиять на итоговую оценку курса и уровня образования
  • Будет сформирована дорожная карта для каждого отдельного учащегося
  • Учитель будет освобожден от оценки своего же труда

0 0 Голосов
Рейтинг публикации

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Ярослав Галкин

2
Эксперт ЕГЭ, учитель высшей категории.
Комментарии: 26Публикации: 252Регистрация: 01-01-2019
Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Inline Feedbacks
Показать все комментарии