Ярослав Галкин/ 18 января, 2019/ Блог/ 2 комментариев

Федеральный Институт Педагогических Измерений опубликовал на своем сайте демонстрационные варианты КИМ по информатике.

На самом деле потребность в переработке заданий возникла уже давно. Текущие задачи достаточно просты, присутствуют задачи с выбором ответа, практическая часть составляет всего 18 % от всей работы.

Перспективный ОГЭ содержит только открытые ответы, а основная часть направлена на проверку практических навыков работы с офисным пакетом и  проверку умения программировать.

Вполне возможно, что список задач будет еще меняться, так как в приведенном ниже примере отсутствуют задачи по системам счисления (№ 13) и анализ алгоритма обработки чисел (№ 16). Прослеживая связь всего КИМа ОГЭ с КИМом ЕГЭ можно предположить, что они еще появятся.

Следующий год обещает кардинальные перемены в сфере онлайн-подготовки к ОГЭ, т.к. тестовых задач останется всего 12 (14 первичных баллов), а популярностью будут пользоваться видео-каналы с описанием решений практических задач. Также чуть позже планирую разместить тематическое планирование на 105 часов для эффективной подготовки к ОГЭ (без «натаскивания» на экзамен). Еще стоит отметить, что задачи этого года не нужно списывать со счетов, так как они могут эффективно использоваться при проведении ВСОКО в школе и в дальнейшем.

Задание № 1: Информационный объем (база)
Объединённые 1 и 15 номер

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

Такая задача на более глубоком уровне проверяет знания выпускника. Не обойтись без осмысленного чтения и составления краткой записи задачи

Задание № 2: Кодирование (база)
Бывший № 7

От разведчика было получено сообщение: 001001110110100 В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по такой таблице:

А Б К Л О С
01 100 101 111 00 110

Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль.

Классическая задача, изменений нет.

Задание № 3: Логика (база)
Бывший № 2

Напишите наименьшее число x, для которого истинно высказывание: (x > 16) И НЕ (x нечётное). 

Исключен выбор ответов.

Задание № 4: Поиск кратчайшего пути (база)
Бывший № 3

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

  A B C D E
A   7 4    
B 7   2   4
C 4 2   4  
D     4   4
E   4   4  

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

Исключен выбор ответов.

Задание № 5: Анализ алгоритма (база)
Бывший № 14

У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1

2. умножь на b (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)

Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b .

Сама цель задания меняется, на мой взгляд становится проще. Необходимо лишь составить уравнение и решить его.

Задание № 6: Ветвление (база)
Объединённые 9 и 12 номер

Ниже приведена программа, записанная на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык Паскаль Бейсик
алг
нач
цел s, t
ввод s
ввод t
если s>10 или t>10
то вывод “ДА”
иначе вывод “НЕТ”
все
кон
var s,t: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
if (s>10) or (t>10)
then writeln(“ДА”)
else writeln(“НЕТ”)
end.
DIM s, t AS INTEGER
INPUT s
INPUT t
IF s>10 OR t>10 THEN
PRINT ‘ДА’
ELSE
PRINT ‘НЕТ’
ENDIF

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений
переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (-11, -12); (-11, 12); (-12, 11); (10, 10); (10, 5).
Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?

Здесь мы можем наблюдать проверку знания алгоритмических конструкций и логических операций. Думаю, что кроме приведенных языков программирования для примера будет добавлен и Phyton.

Задание № 7: Адресация в сети Интернет (база)
Объединённые 4 и 17 номер

В понедельник Кирилл Петрович сказал Пете, что файл с материалами к уроку информатики выложены в Интернете по адресу:
https://school.city.ru/inform/Lesson15.doc.
В среду в связи с переналадкой школьного сервера Кирилл Петрович переместил файл в корневой каталог на сайте Kirill_2015.ru, доступ к которому осуществляется по протоколу ftp.
Имя файла не изменилось. Укажите новый адрес файла c материалами к уроку.

Задание № 8: Логика поисковых запросов (повышенный)
Бывший № 18

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции
«ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ
«&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц
некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос Найдено страниц
(в тысячах)
Рыбак | Рыбка 780
Рыбак 260
Рыбак & Рыбка 50

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка ?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Задание становится похожим на ЕГЭ № 17, только в более простом виде.

Задание № 9: Поиск количества путей (повышенный)
Бывший № 11

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей из города А в город К не проходящих через город В?

Задание сравнимо с ЕГЭ-15 (используется граф с меньшим количеством вершин), как и в прошлые годы.

Задание № 10: Обработка неизвестного массива (повышенный)
Бывший № 10

В результате выполнения программы напечатано число 10. Какое
наибольшее значение может иметь переменная S после выполнения
программы? Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык  Бейсик Паскаль
алг
нач
целтаб Dat[1:100]цел k, m, S, N
N := 5
нц для k от 1 до N
ввод Dat[k]кц
m := 0; S := 0
нц для k от 1 до N
S:= S + Dat[k]если Dat[k]>m то
m := Dat[k]все
кц
вывод m
кон
DIM Dat(100) AS INTEGER
DIM N AS INTEGER
DIM k, m, S AS INTEGER
N = 5
FOR k = 1 TO N
INPUT Dat(k)
NEXT k
m = 0
S = 0
FOR k = 1 TO N
S = S + Dat(k)
IF Dat(k)>m THEN
m = Dat(k)
END IF
NEXT k
PRINT m
Var k, m, S, N: integer;
Dat: array[1..100] of integer;
Begin
N:= 5;
m := 0; S := 0;
for k := 1 to N do
readln(Dat[k]);
for k := 1 to N do begin
S := S + Dat[k];
if Dat[k]>m then
begin
m := Dat[k]end
end;
writeln(m)
End.

В отличии от предыдущих версий экзамена стартовый массив неизвестен. В алгоритм добавлена конструкция if.

Задание № 11: Поиск информации в тексте (база)
Новое

В одном из произведений И.С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге каталога Проза, присутствует эпизод, происходящий на речке Гнилотерке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию главного героя этого произведения.

Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска текстовых процессоров.

Задание № 12: Поиск информации в файловой системе (база)
Новое

Выполните следующие три пункта задания
1) Сколько файлов, объемом более 1000 Кб каждый, содержатся в
подкаталогах каталога DEMO-12? В ответе укажите только число.
2) Сколько файлов с расширением .txt содержатся в подкаталогах
каталога Проза? В ответе укажите только число.
3) Сколько файлов с расширением .txt или .docx, в имени которых есть буквы «я» или «Я», содержатся в подкаталогах каталога Чехов? В ответе укажите только число.

Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска файловой системы.

Задание № 13: Создание презентации или текстового документа (повышенный)
Новое

Выбирается одно из заданий

13.1

Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех-четырех слайдов на тему «Белый медведь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе белых медведей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.

 

13.2

Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием.
При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.


Углерод – один из химических элементов таблицы Менделеева. На
Земле в свободном виде встречается в виде алмазов и графита, а также
входит в состав многих широко известных природных соединений
(углекислого газа, известняка, нефти). В последние годы ученые
искусственным путем получили новую структуру углерода (графен).

Плотность алмаза 3500 кг/м3
Плотность графита 2100 кг/м3
Температура воспламенения алмаза (на воздухе) 1000°C
Температура воспламенения графита (на воздухе) 700°C

Критерии оценивания
Указания по оцениванию 13.1 Баллы
Презентация выполнена в соответствии с заданной темой, состоит из 3-4 слайдов, оформленных в едином стиле и снабженных заголовками. В каждом слайде присутствует хотя бы одна иллюстрация, соответствующая тексту и заголовку слайда. 2
Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 балла. Презентация в целом выполнена верно, но имеет место одна из следующих ситуаций:
– требованиям к верному ответу соответствуют только 2 слайда;
– не у всех слайдов есть заголовки;
– не на каждом слайде есть иллюстрации;
– не на каждом слайде есть поясняющий текст;
– текст плохо читается из-за слишком мелкого размера или слияния с фоном;
– не все слайды оформлены в едином стиле; – не все иллюстрации хорошо видны из-за сильного уменьшения или других искажений.
1
Не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла. 0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильным решением является текст, соответствующий заданному образцу.
Указания по оцениванию 13.2 Баллы

Задание выполнено правильно. При проверке задания контролируется выполнение следующих элементов:

1. Основной текст набран прямым нормальным шрифтом размером 14 пунктов.

2. Текст в абзаце выровнен по ширине.

3. Правильно установлен абзацный отступ (1 см), не допускается использование пробелов для задания абзацного отступа.

4. Текст, в целом, набран правильно и без ошибок (допускаются отдельные опечатки).

5. В тексте не используются разрывы строк для перехода на новую строку (разбиение текста на строки осуществляется текстовым редактором).

6. В основном тексте все необходимые слова выделены жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием.

7. Таблица содержит правильное количество строк и столбцов.

8. В обозначениях « м3» и « °C», используется соответственно верхний индекс для символов «3», цифры «0» или буквы «o» (или специальный символ с кодом B316 или B016 ).

При этом в тексте допускается до 5 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток, а также ошибок в расстановке пробелов между словами, знаками препинания и т.д. Также текст может содержать не более одной ошибки из числа следующих:

1. Используется шрифт неверного размера.

2. Одно слово из выделенных в примере, не выделено жирным или курсивным шрифтом.

3. Не используется верхний индекс или спецсимвол для записи «км3».

4. Не используется нижний индекс для записи «Н2О». 5. Шрифт в основном абзаце не выровнен по ширине.

6. Нет абзацного отступа в первой строке абзаца.

2

Ошибок, перечисленных выше, две или три (при этом однотипные ошибки считаются за одну) или имеется одна из следующих ошибок:

1. Отсутствует таблица, либо таблица содержит неправильное число строк и столбцов.

2. Основной текст набран курсивом или полужирным шрифтом.

3. Используются символы разрыва строк или конца абзаца для разбиения текста на строки.

4. Абзацный отступ сделан при помощи пробелов. При этом в тексте допускается до 10 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток, ошибок в расстановке пробелов и т.д.

Оценка в 1 балл также ставится в случае, если задание, в целом, выполнено верно, но имеются существенные расхождения с образцом задания, например большой вертикальный интервал между таблицей и текстом, большая высота строк в таблице и т.д.

1
Задание выполнено неверно, или имеется не менее четырех ошибок, перечисленных в критериях на 2 балла, или не менее двух ошибок, перечисленных в критериях на 1 балл. 0
Максимальный балл 2

 

Задание № 14: Электронные таблицы (Высокий)
Добавлена задача построения диаграммы

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик, в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет, в столбце D – тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.

Выполните задание Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2. Каков средний тестовый балл у учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количеств участников из округов с кодами “В”, “Зел” и “З”. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

По сравнению с прошлыми годами добавлена задача построения диаграммы. Баллы увеличены до 3.

Задание № 15: Программирование Робота (Высокий)

Задача 20.1 становится обязательной. Её можно выполнять как с использованием среды Кумир, так, например, и с помощью PascalABC. Критерии оценивания не изменились.

Пример задачи

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения через стену, то он разрушится.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим

следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд -приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий,

применяя логические связки иилине, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл

«пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Выполните задание.

На бесконечном поле имеется стена, состоящая из трёх последовательных отрезков: вправо, вниз, влево. Все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной в нижнем углу, который образуется вторым и третьим отрезком.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стены и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

 

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные ниже третьего отрезка. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

 

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

 

Задание № 16: Программирование (Высокий)

Задача 20.2 также становится обязательной. Требуется написать программу на любом из  языков программирования. Критерии оценивания не изменились.

Пример задачи

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 2. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 2.

Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю
не превышают 30 000.

Программа должна вывести одно число: минимальное число, оканчивающееся на 2.

Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
3
22
12
36
12

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0 0 Оценка
Article Rating

Автор публикации

не в сети 2 часа

Ярослав Галкин

2
Эксперт ЕГЭ, учитель высшей категории.
Комментарии: 16Публикации: 258Регистрация: 01-01-2019
Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
Показать все комментарии
И. Ю.
И. Ю.
1 год назад

Где найти подтверждение написанному? Укажите в тексте ссылку на ФИПИ, где об этом написано. В новостях от января нет, в разделе огэ не увидел. Спасибо 😉

0