Добавлено в закладки: 0
Федеральный Институт Педагогических Измерений опубликовал на своем сайте демонстрационные варианты КИМ по информатике.
На самом деле потребность в переработке заданий возникла уже давно. Текущие задачи достаточно просты, присутствуют задачи с выбором ответа, практическая часть составляет всего 18 % от всей работы.
Перспективный ОГЭ содержит только открытые ответы, а основная часть направлена на проверку практических навыков работы с офисным пакетом и проверку умения программировать.
Вполне возможно, что список задач будет еще меняться, так как в приведенном ниже примере отсутствуют задачи по системам счисления (№ 13) и анализ алгоритма обработки чисел (№ 16). Прослеживая связь всего КИМа ОГЭ с КИМом ЕГЭ можно предположить, что они еще появятся.
Следующий год обещает кардинальные перемены в сфере онлайн-подготовки к ОГЭ, т.к. тестовых задач останется всего 12 (14 первичных баллов), а популярностью будут пользоваться видео-каналы с описанием решений практических задач. Также чуть позже планирую разместить тематическое планирование на 105 часов для эффективной подготовки к ОГЭ (без «натаскивания» на экзамен). Еще стоит отметить, что задачи этого года не нужно списывать со счетов, так как они могут эффективно использоваться при проведении ВСОКО в школе и в дальнейшем.
Задание № 1: Информационный объем (база)
Объединённые 1 и 15 номер
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».
Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.
Такая задача на более глубоком уровне проверяет знания выпускника. Не обойтись без осмысленного чтения и составления краткой записи задачи
Задание № 2: Кодирование (база)
Бывший № 7
От разведчика было получено сообщение: 001001110110100 В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по такой таблице:
А Б К Л О С 01 100 101 111 00 110 Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль.
Классическая задача, изменений нет.
Задание № 3: Логика (база)
Бывший № 2
Напишите наименьшее число x, для которого истинно высказывание: (x > 16) И НЕ (x нечётное).
Исключен выбор ответов.
Задание № 4: Поиск кратчайшего пути (база)
Бывший № 3
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
A B C D E A 7 4 B 7 2 4 C 4 2 4 D 4 4 E 4 4 Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
Исключен выбор ответов.
Задание № 5: Анализ алгоритма (база)
Бывший № 14
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b .
Сама цель задания меняется, на мой взгляд становится проще. Необходимо лишь составить уравнение и решить его.
Задание № 6: Ветвление (база)
Объединённые 9 и 12 номер
Ниже приведена программа, записанная на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык Паскаль Бейсик алг
нач
цел s, t
ввод s
ввод t
если s>10 или t>10
то вывод “ДА”
иначе вывод “НЕТ”
все
конvar s,t: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
if (s>10) or (t>10)
then writeln(“ДА”)
else writeln(“НЕТ”)
end.DIM s, t AS INTEGER
INPUT s
INPUT t
IF s>10 OR t>10 THEN
PRINT ‘ДА’
ELSE
PRINT ‘НЕТ’
ENDIFБыло проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений
переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (-11, -12); (-11, 12); (-12, 11); (10, 10); (10, 5).
Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?
Здесь мы можем наблюдать проверку знания алгоритмических конструкций и логических операций. Думаю, что кроме приведенных языков программирования для примера будет добавлен и Phyton.
Задание № 7: Адресация в сети Интернет (база)
Объединённые 4 и 17 номер
В понедельник Кирилл Петрович сказал Пете, что файл с материалами к уроку информатики выложены в Интернете по адресу:
https://school.city.ru/inform/Lesson15.doc.
В среду в связи с переналадкой школьного сервера Кирилл Петрович переместил файл в корневой каталог на сайте Kirill_2015.ru, доступ к которому осуществляется по протоколу ftp.
Имя файла не изменилось. Укажите новый адрес файла c материалами к уроку.
Задание № 8: Логика поисковых запросов (повышенный)
Бывший № 18
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции
«ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ
«&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц
некоторого сегмента сети Интернет.
Запрос Найдено страниц
(в тысячах)Рыбак | Рыбка 780 Рыбак 260 Рыбак & Рыбка 50 Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка ?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
Задание становится похожим на ЕГЭ № 17, только в более простом виде.
Задание № 9: Поиск количества путей (повышенный)
Бывший № 11
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей из города А в город К не проходящих через город В?
Задание сравнимо с ЕГЭ-15 (используется граф с меньшим количеством вершин), как и в прошлые годы.
Задание № 10: Обработка неизвестного массива (повышенный)
Бывший № 10
В результате выполнения программы напечатано число 10. Какое
наибольшее значение может иметь переменная S после выполнения
программы? Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык Бейсик Паскаль алг
нач
целтаб Dat[1:100]цел k, m, S, N
N := 5
нц для k от 1 до N
ввод Dat[k]кц
m := 0; S := 0
нц для k от 1 до N
S:= S + Dat[k]если Dat[k]>m то
m := Dat[k]все
кц
вывод m
конDIM Dat(100) AS INTEGER
DIM N AS INTEGER
DIM k, m, S AS INTEGER
N = 5
FOR k = 1 TO N
INPUT Dat(k)
NEXT k
m = 0
S = 0
FOR k = 1 TO N
S = S + Dat(k)
IF Dat(k)>m THEN
m = Dat(k)
END IF
NEXT k
PRINT mVar k, m, S, N: integer;
Dat: array[1..100] of integer;
Begin
N:= 5;
m := 0; S := 0;
for k := 1 to N do
readln(Dat[k]);
for k := 1 to N do begin
S := S + Dat[k];
if Dat[k]>m then
begin
m := Dat[k]end
end;
writeln(m)
End.
В отличии от предыдущих версий экзамена стартовый массив неизвестен. В алгоритм добавлена конструкция if.
Задание № 11: Поиск информации в тексте (база)
Новое
В одном из произведений И.С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге каталога Проза, присутствует эпизод, происходящий на речке Гнилотерке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию главного героя этого произведения.
Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска текстовых процессоров.
Задание № 12: Поиск информации в файловой системе (база)
Новое
Выполните следующие три пункта задания
1) Сколько файлов, объемом более 1000 Кб каждый, содержатся в
подкаталогах каталога DEMO-12? В ответе укажите только число.
2) Сколько файлов с расширением .txt содержатся в подкаталогах
каталога Проза? В ответе укажите только число.
3) Сколько файлов с расширением .txt или .docx, в имени которых есть буквы «я» или «Я», содержатся в подкаталогах каталога Чехов? В ответе укажите только число.
Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска файловой системы.
Задание № 13: Создание презентации или текстового документа (повышенный)
Новое
Выбирается одно из заданий
13.1
Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех-четырех слайдов на тему «Белый медведь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе белых медведей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.
13.2
Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием.
При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.
Углерод – один из химических элементов таблицы Менделеева. На
Земле в свободном виде встречается в виде алмазов и графита, а также
входит в состав многих широко известных природных соединений
(углекислого газа, известняка, нефти). В последние годы ученые
искусственным путем получили новую структуру углерода (графен).
Плотность алмаза | 3500 кг/м3 |
Плотность графита | 2100 кг/м3 |
Температура воспламенения алмаза (на воздухе) | 1000°C |
Температура воспламенения графита (на воздухе) | 700°C |
Задание № 14: Электронные таблицы (Высокий)
Добавлена задача построения диаграммы
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик, в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет, в столбце D – тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Выполните задание Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количеств участников из округов с кодами “В”, “Зел” и “З”. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
По сравнению с прошлыми годами добавлена задача построения диаграммы. Баллы увеличены до 3.
Задание № 15: Программирование Робота (Высокий)
Задача 20.1 становится обязательной. Её можно выполнять как с использованием среды Кумир, так, например, и с помощью PascalABC. Критерии оценивания не изменились.
Задание № 16: Программирование (Высокий)
Задача 20.2 также становится обязательной. Требуется написать программу на любом из языков программирования. Критерии оценивания не изменились.
Где найти подтверждение написанному? Укажите в тексте ссылку на ФИПИ, где об этом написано. В новостях от января нет, в разделе огэ не увидел. Спасибо 😉
Добавил ссылку. Ссылки на КИМы в разделе: Демоверсии, спецификации, кодификаторы.